8 августа 2019 г.

Интервью с ветераном 33 ОБРОН

"ЕМУ ОТОРВАЛО ОБЕ НОГИ ВЫШЕ КОЛЕН. Я ЕГО ТАЩУ ЗА ШИВОРОТ, А ОН УЛЫБАЕТСЯ"

Интервью с ветераном 33 ОБРОН. Чечня,
2000-2002.

— Что привело вас в армию и как вы стали военным? Как проходила ваша служба на начальном этапе?

— В армию я попал как и большинство по призыву. Призывался в июне 2000 года. В то время уже шла 2-я Чеченская кампания. Я очень хотел попасть служить в Чечню. Помню как буквально за день до отправки встретили с другом свою учительницу. Она спросила нас, поступили ли мы учиться куда+нибудь и какие у нас планы. А мы ответили, что собираемся в Чечню. Она даже заплакала.

Когда попал в часть был в шоке. Ленинградская обл. п . Лебяжье . 33 ОБРОН. Морально и физически было очень тяжело. Никогда не забуду как бегали на полигон. Бежишь в строю и только видишь как товарищи в обморок падают, бросать нельзя, тащишь на себе вместе с оружием. Нагрузки были сумашедшие, кормили плохо. Дедовщина была. Я как-то после армии видел видео, если не ошибаюсь снято в 90 - х годах в Дивизии Дзержинского, как дембеля воспитывают молодых. У нас такое на каждом построении было, раз десять в день.

— Как вы попали на войну?

— В Чечню меня брать не хотели, моя мама одиночка и имеет проблемы со здоровьем. Она в часть приезжала, договорилась с командиром чтобы меня не брали. А так как девяносто процентов военнослужащих нашей части служили в Чечне, комбат меня и еще троих таких же бедолаг отправил на подсобное хозяйство. Откуда мы с земляком сбежали на третий день. Пацаны наши воевать поедут, а мы свиньям хвосты крутить. Не бывать этому. Комбат конечно покричал, но было видно, для понта. Я, говорит, за самовольное оставление места службы вас в Чечню отправлю . Вот юморист, нам это и нужно.

— Какие задачи вы выполняли?

Наш батальон в Чечне расплагался на блок постах, КПП и опорных пунктах. Зимой в горах, летом на дорогах. В горах намного тяжелее. Условия быта были ужасные, отсутствие света и воды. За водой и дровами нужно было топать несколько км, да еще в бронике с автоматом, пока дойдешь весь в поту, а еще обратно с ношей идти. Постоянно болела голова из-за кислородного голодания. Весь день как лошадь ломовая работаешь, а ночью на пост идешь, и попробуй только усни. Могут нохчи придти, тогда всем смерть, или свои увидят, изобьют так, что весь синий ходишь. У меня был случай как я уснул на посту. Просыпаюсь от того что мне сквозь веки яркий свет бьет. УСНУЛ. Я сразу оправдываться, я не спал, ведь точно помню что стоял и смотрел в бойницу. И вдруг раз, и меня уже будят. Выписали мне пару раз в душу, сказали: "Придешь с поста, добавим". Стою и понимаю, что уснул, а во сне мне снился сон, что я на посту стою. Видно от усталости нечеловеческой.

Пару раз я участвовал в зачистках сел, но на эту тему распостраняться не хотелось бы .

— Что вы можете рассказать о вашем тогдашнем противнике и его боевых качествах?

Когда я прибыл в Чечню боевики перешли от крупных боестолкновений к тактике партизанской войны. Большинство ребят гибли от различных фугасов и мин, иногда постреливали. На мой блок пост за 16 месяцев командировки нападали три раза , все нападения были благополучны отбиты. Характеристика тогдашнего боевика как бойца должен признать, высока. На тот момент они уже шесть лет воевали. Их результативность складывалась из трех вещей: знание местности, поддержка населения, ну и конечно местный менталитет, все таки это горцы, с малых лет с калашом и ножом .

— Как складывались отношения с местным населением? Брали ли вы местных в заложники? Как справлялись с проблемой незаконного оборота оружия? Знакомы ли вам случаи торговли боеприпасами с чеченцами?

— Местные люди удивляли очень часто. С одной стороны любой выход за пределы блок поста это спецоперация. Без ствола и техники в поддержку мы даже не высовывались. Только выехал куда то , все ты пружина , ловишь каждое движение. В любой момент можешь словить пулю или коробочка взлетит. Но вот приезжаешь за водой, и хозяин соседнего дома выходит и угощает тебя лавашом и курой, и можешь есть спокойно, не отравит. Это Кавказ .

Никого в заложники из местных не брали . Я даже такого не слышал, хотя не исключено, все зависит от обстоятельств.

Оружие и боеприпасы мы не продавали , могу заверить точно, по крайней мере срочники.

—  Как обстоял ваш быт на блокпостах?

На блокпостах быт был лучше чем в горах. Был свет, подвоз воды, кормили нормально. Плюс стоишь на дороге, а дорога это кормилица. Через местных доставали практически все. Алкоголь , наркотики, продукты, даже женщин предлагали из Дагестана привезти. И никогда не кидали, за что уважуха им.

На блоках вообще расслабуха, только на пост ходишь и все. Сам себя охраняешь. Был спортзал, турник, маленький телевизор черно-белый, магнитофон. До сей поры помню песню наизусть, "Я рисую белым мелом" называлась. Одна кассета была, группа "Пропаганда". Или сериал по телеку показывали про школьников, "Простые истины". Фишку ставишь на ротного, и смотришь его, забывая что сидишь в землянке. Я в актрису даже влюбился , Арнтгольц вроде фамилия.

Был один памятный эпизод в моей службе , Поехали мы как то в Бригаду , колонной за продуктами. И встретили с десяток наливников , это цистерны с бензином, тогда вся Чечня варила бензин. Стали их проверять, а у них документов никаких. Комбат приказал обыскать машины. Я с пулеметом в кустах лежу в прикрытии ,прибегает сапер ко мне, падает рядом. И заявляет:
— У меня деньги.
— Сколько?
— Не знаю, много. Пятихатки, сотни, полтинники.
Покажи, говорю. Достает пакет майку, а в нем пачку купюр новеньких, аж хрустят. Лежим дальше, мечтаем. А пачка внушительная. Подходит лейтеха, заявляет о пропаже денег, говорит местные жалуются. Не брали, говорим, прячем в мою РД-шку.
Везём их всех в Пом сдавать ментам. Приехали, с брони слезли, валяемся в теньке, курим. Вдруг смотрим, подъезжает колонна из черных тонированных джипов. Остановились недалеко. Выходят Ночхи. Ага, всё ясно что за птицы, еще недавно русских резали, а теперь союзники, кадыровцы. Тогда и словосочетания такого никто не знал. А сейчас )) С ними несколько старцев в папахах и бритый дядя в костюме. И то понятно кто такие, муллы и глава местной администрации. Приехали за деньги качать. В общем, пришлось отдать эти деньги, мы успели их сосчитать, что-то около лимона. Для срочника сумасшедшие деньги на то время, в 2001 году.

— Наркотики и алкоголь. Насколько много их употребляли солдаты и к каким последствиям это приводило?

— Лично я к алкоголю равнодушен, за всю службу я выпил три раза, из них только один раз действительно напился. Не знаю как где, у нас на заставе срочники практически не пили. Вот офицеры некоторые бухали. Был один, всю командировку пропил. Офицеры тогда на три месяца приезжали, я его несколько раз трезвым и помню. Уйдет к омоновцам и весь день с ними квасить​. Все углы нам в окопах обоссал. Под конец опомнился, надо, говорит, хоть пофоткаться, а то не поверят что на войне был. Нарядил меня и ещё пару колоритных парней по полной боевой и давай фотографироваться.

А вот с наркотиками все по другому , за тяжелые не знаю , а вот курили анашу все. У ментов помню в Автурах целый мешок стоял. Они нам отсыпали, не жалея. Офицеры, срочники, Омоновцы, Милиция, все употребляли. Не поголовно, но очень многие . Рядом с блокпостом росла полоса дички, я туда каждый день бегал.  Нарвешь пакет майку, бежишь обратно. Повар уже воду греет , молока наваришь и перед ужином полкружки бахнешь . Потом за живот держишься два часа от смеха. Золотые моменты.

— Случались ли на вашей памяти случаи небоевых потерь? По каким причинам они чаще всего происходили?

— Небоевые потери были, в процентах не скажу, но не мало. Лично в моем взводе застрелился парень, пустил себе пулю аккурат между глаз. Уснул на посту, его спалили, и он до конца смены не достоял, застрелился.

Основные причины небоевых потерь это нечеловеческие условия в которых мы служили, нужно обладать очень устойчивой психикой и морально волевыми качествами чтобы не сломаться. Ещё она причина — это устаревшая техника, с которой воевали. В нашей батарее разорвало миномет и два артиллериста погибли. Старые рации которыми, мы пользовались. Противник прослушивал весь радиоэфир, прекрасно зная о наших планах .

— Что было самым страшным для вас на войне?

— Самым страшным, что я видел там, был сапёр, который подорвался. Ему оторвало обе ноги выше колен. Я его тащу за шиворот, а он улыбается. Я после армии передачу видел его там показали, он жив остался. А вообще ужасов насмотрелся .

Расскажу один случай. Мне кажется он лучше всего покажет, что с людьми делает война. С нами служил контрактник Рома. Матерый вояка, на тот момент он имел несколько командировок и участие штурме Грозного. Мы стояли с Омоном на блок посту. У Омоновцев была маленькая, но очень злая собачка. Этот песик, себе на беду, укусил Рому. Рома приказал выкрасть собаку. Не знаю почему, но в первый день этого никто не делал. Я на тот момент был на особом положении, дружба с этим Ромой и мои физические данные позволяли мне не вдаваться в подобные мелочи. Расплата последовала незамедлительно. Ночью взвод подрывался по команде "к бою ", отжимался несколько тысяч раз, и получал прикладом. На следующий день собака была заманена и доставлена под суровый взгляд Ромы. А дальше началась экзекуция над собакой. Я никогда не забуду эту картину. Песик отправлен на дно зиндана, вокруг собралось большинство бойцов, и Рома с автомата отстреливает ей по очереди ей лапы. Я видел лица парней, маска жестокости и бешенства, жажда крови. После каждого попадания радостный гул, и визг собаки, в конце в зиндан брошена граната, кровавые ошметки по всей заставе. Вот тогда я понял насколько меняется психика у людей от нечеловеческих условий, в которых мы находились. Даже страдания маленького животного не вызвали в них ни грамма сочувствия .

— Как война повлияла на вашу карьеру и вас лично? Знакомо ли вам чувство фронтовой ностальгии? Что вы думали о войне тогда и как относитесь к ней сейчас?

— Служба очень сильно повлияла на меня, мама сказала мне что я стал другим человеком после армии. В какой то степени я думаю армия сломала мне жизнь, но я ни о чем не жалею, и если меня спросят хотел бы я повтора своей свой службы, то я отвечу да. Я не часто вспоминаю службу, все таки это не та вещь о которой можно говорить с людьми. У меня есть армейские друзья, с которыми я поддерживаю отношения, и при встрече мы в запой вспоминаем и рассказываем про службу. У меня есть около 200 фотографий оттуда, и иногда я достаю их, в одиночестве разглядываю . И вспоминается почему-то только хорошое, и хочется опять туда, где все просто и ясно, кто друг, а кто враг. Наверно это и есть фронтовая ностальгия.

Война это в первую очередь работа, тяжелая, изнурительная , изматывающая. Грязь, кровь, вши. Там научишься ценить мелочи которые не имеют ценности дома: это чистая кровать
, мамин обед, девушки. Война это грязь, одно из самых противных проявлений человечества .

— Каким должен быть, по-вашему, хороший солдат и хороший офицер?

— Может быть кому то мои слова покажутся смешными, но мне кажется, хороший солдат и офицер это человек чести. Особенно для офицера, честь и принципы превыше всего.

Ребятам, которые идут на войну, могу посоветовать не терять себя . Война это тяжелое испытание, и если вы пройдете его с достоинством, уважение к самому себе вы точно получите. Хотел бы ещё посоветовать заниматься единоборствами, ничто так не закаляет характер как эти виды спорта .

К сожалению, многих моих сослуживцев уже нет в живых, кто-то ушел сам, кому-то помогли. Кого жизнь подняла до небес, а кого ударила о самое дно. Сейчас нас, участников Чеченского конфликта стараются не вспоминать. Бывшие моджахеды теперь во власти, богатые и успешные, а я за 16 месяцев в окопах не получил даже значка. Ну и пусть, зато Честь Имею.

Интервьюер — [id105660555|Кирилл Макаров]

#Чечня@militargeschichte | #Воспоминания@militargeschichte | #Интервью@militargeschichte | #Синдром_войны@militargeschichte